Часть вторая. Грачёв венец - всем планам п---цНочевали в Апшеронске в мотеле. Прикатив за полночь, остановились в первом по пути, который взял нас с псом и где музло не фигачило. Оказался вполне приличным и чистым, несмотря на то, что... кхм... почасовые постояльцы регулярны
Утро встретило нас ослепительно голубым небом и ярким майским солнцем!
В тему. Ведь сегодня Великий День. "ПОБЕДА 70 лет"!
Конечно, мы не могли уехать, не побывав в центре. Там у Вечного Огня собрался весь Апшеронск. Воистину всенародный Праздник, люди прибывали, прибывали.
И мы прибыли.
Официальная часть с поздравлениями администрации, шарами, цветами и прочими регламентированными мероприятиями. Всё торжественно, ярко, красиво. И море флагов
Много кто держал портреты своих дедов и бабушек. Бессмертный полк
На радость детей и приравненных к ним подогнали БРДМ
В общем, торжественное мероприятие было торжественным на все сто. С трибуны в микрофон говорились поздравления и разные правильные слова, а потом хор молодых парней и девушек запели. И в небо взмыли десятки шаров. Очень красиво получилось, конечно. Особенно в такое яркое небо
И остановиться бы им на этом... Но план мероприятия это такой план... Апогеем запуска шаров планировалось запулить в стратосферу особенно гигантскую связку, несущую за собой семидесятиметровую георгиевскую ленточку.
Раз положено - запускаем!
А то, что дует неслабый ветер и точно не вверх, как-то не учли. Или кара администрации страшнее за незапуск, чем за запуск.
Короче взмывает эта связка в небо и... летит очень быстро вбок. А тут едритмадрит! внезапно выпрыгнули столбы с проводами!
И семидесятиметровая лента не преминула сделать это:
Электричество всего Апшеронска издаёт страшный звук и под шикарный фейерверк огромных искр уходит в параллельную реальность. Парни и девушки на сцене обескураженно переглядываются и уже не поют, ибо не в чего и не под чего. Они в надежде смотрят на столб, но ток там не идёт. Как и во всём городе.
/а знаете, кто сидит на столбе и довольно улыбается?
))
Нужен электрик! Ток надо вернуть, ток сам по себе не вернётся.
Электрик пришёл, почесал голову и ушёл куда-то. Оказалось - включить рубильник (сработали предохранители же),
Шарики на ленте радостно дёрнулись и... недовольно искря, электричество исчезло вновь =)))
Сия процедура повторялась три или четыре раза, но догадаться снять эту связку что-то как-то не выходило.
Лента уже разорвалась в клочья, под неслабым ветром шарики тянули и тянули, верёвка вытянулась и, так как ветер был неравномерен, методично херачила по проводам, замыкая их
Сколько продолжался процесс "
электрик почесал, поднял рубильник, шарики дёрнулись, рубильник упал, электрик почесал, поднял рубильник итд" - нам неведомо, время поджимало, и мы покатили за границу Апшеронска.
По дороге в недрах города встретили забавный фен-шуй))
А на заправке кучку местных джиперов с малыми флагами. На форуме Краснодар 4х4 уже с марта обсуждались автопробеги на 9 мая в честь Дня Победы по горам. Наверное, кто-то оттуда
А у нас впереди был свой автопробег.
Грачёв венец. Гора загадочная, таинственная, которая влечёт меня со времён школьных пеших походов... Тогда преподы-руководители не пускали на Него нас, школьничков. Рассказывали ужасы и всякие другие недобрые легенды. Призывали в помощь Чёрного Альпиниста…
И мы шли по маршруту, оставляя загадочную гору слева... Но я ж не могу так просто смириться!
Когда моя школа осталась позади, у меня появился
Мафусаил, а вместе с ним возможность своих собственных путешествий. И понеслось! Самые первые поездки у меня были как раз на Кавказ в те места, где мы пешаком шастали, до которых я на нём могла добраться.
На Грачёв венец же нет.
И по школьным воспоминаниям было ясно, что туда либо пешком, либо на 4х4.
Т.к. с пешепоходным прошлым покончено безжалостно, окончательно и бесповоротно
, оставалось обозначить планы на тот момент, когда подо мной будет полноприводная возможность. И вот час настал!
Ну, а мой драгоценный супруг Дидж предоставил её мне вместе с рукой и сердцем =))) и полностью разделял изначально все мои планы, намерения и прочие предполагаемые тяготы. По-другому и быть не могло, ага =)
В апреле мы проштудировали интернет на предмет поиска инфы о путях доездинга туда. Нашли много чего интересного. ролики в Ютубинске лежат, один красочнее другого
Но ведь мы ж неэпически крутые джиперы! Фигня вопрос, одной машиной в мае - да просто взлетим туда, блин =))
Скачали все имеющиеся в сети треки. Определили два предполагаемых маршрута. Причём, что интересно... спросили подробности на краснодарскоджиперских форумах... нас культурно послали, конкретики по нашим вопросам не дали, кроме одного человека, и то он в личке писал мне. Но по Грачёву венцу не знал то, что интересовало нас.
Ок, мы своими силами обойдёмся.
Выехав из Апшеронска с полным баком, катили мы по асфальту в сторону Черниговской. Именно там развилка двух абсолютно одинаково белых дорог на ОСМ. По собранной заранее информации вроде как по более дальнему заходу офигенский грейдер и все 33 удовольствия, а по более короткому, через Режет, неизвестно, проходимо ли. Но у нас был один трек одного местного джипера, который там ездил.
Мы решили приехать и посмотреть на месте, что да как с дорогами и если короткая выглядит проходимой, то едем там, до первой серьёзной засады. Рубиться во что бы то ни стало, ещё и до Отдалённого не доехав, в наши планы не входило, время всё-таки не безгранично.
В Черниговской мы свернули на короткий маршрут, и всё шло отлично
Вдоль Пшехи отличный грейдер со следами совсем недавних работ по его улучшению.
Это газовщики для себя старались, везде свеженькие газовые прибамбасы. Скоро возникла и труба над дорогой, на которой висела табличка с предупреждением, что то дорога вдоль газопровода высокого давления, проезд/проход запрещён.
Бывает.
Но не разворачиваться же, когда вперёд такая симпатичная дорога идёт, которая вселяла в нас надежд, что мы сегодня доберёмся как можно ближе к Грачёву венцу, а то и на нём самом заночуем! (хехе)
Потом грейдер будто вспучили из-под земли, появились подъёмы спуски, крутоватые, но безопасные и проходимые в сухую погоду.
Первая засада с подзасохшими колеями глубиной по колено не заставила ждать себя долго. Сначала крутой затяжной спуск, потом жёсткий /
в прямом смысле этого слова, характеризующем свойства вещества/ расколбас, потом подъём.
В этот момент мы ещё разумные и правильные, я пинаю Диджа, чтоб пошёл всё посмотрел, сама иду снимать видосик. Андрюха сразу выбирает правильную траекторию, хотя до этого мы обсудили правильную, я же как вот настоящий болельщик у телека помогает "нашим" играть в футбол, помогаю ему ехать вслух ))
Самый жесткач, что Дидж не может мне объяснить логику своих действий. У нас же как? В нормальных семьях муж орёт на жену, когда она за рулём, ругается и учит водить, заведомо в успех не веря. В нашей семейке всё наоборот. Из-за разделения изначальных вводных. Зато он во внутреннем содержании авто на уровне физических процессов разбирается лучше меня, и в тот момент, когда он по локоть внутри Стерха, я на него не ору и практически никогда не указываю, что делать
Закончим лирическое отступление о проблемах бытия современных семей, хотя вернуться к этому сегодня ещё раз придётся )) Но пока поедем дальше.
Впереди образовалась очередная засада. Ручеёк течёт через дорогу, как всегда это бывает, аккурат в самой нижней точке после спуска перед подъёмом. В силу обстоятельств непреодолимой силы водичка застаивается и делает несколько метров достаточно мягкими. В дорогу когда-то была вставлена труба для отвода вод, но она не выдерживает тяжёлой техники, и её там постоянно корёжит. Так что труба учебная. Но, блин, высокая и узкая...
После этого соскока выходили на лебёдке.
Дальше без особых приключений добрались до Режета.
А! Ну да! Чуть не забыла! Чего мы через Режет-то попёрлись! Мы ж хотели подъехать на максимальный траверс к Волчьим воротам и по возможности перебраться через Пшеху туда. Цель -
вотТам, конечно, стало по месту понятно, что сие нам не удастся )) Но не возвращаться же назад.
В Режете обнаружились признаки какой-то жизни. Но людей мы так и не увидели.
И едем дальше. Грачёв венец так близок. Грачёв венец зовёт...
Вот совсем свежие газовые делишки возникли на пути
Большая площадка, расколбашено всё вокруг..(
На Кавказе в горах обычное дело. Либо газовщики (реже), либо добытчики леса (гораздо чаще), законные и не очень
Недалеко Глубокая лужа. В ней живут тритоны! Настоящие!
...ехали ехали... приустали и оголодали
Перед очередным бродом через Режет
решили отобедать, чем буржуйский бог послал нам прошлым летом в Латвии =) /
супчик в банках, офигенский!/ да что в Адыгее добыли /
козий сыр из Мезмая, хлеб крестьянский/ И вафелька.
И как же правильно мы сделали, что заставили себя сделать паузу и поесть! Ибо дальше началась жесть.
Собравши шмурдюк, мы сели в Стерха и переехали брод. За бродом начался резкий изогнутый подьём... по которому весело журчал ручей, сбегающий в Режет и дальше произошло всё слишком быстро, что даже времени на реакцию не хватило. Эх, жаль, у нас нет видеорегистратора... Вот они, эти моменты, когда я об этом особенно жалею...
Подъём был крутой и представлял собой адское месилово. С левой стороны весёлый ручей намыл себе овраг в колее от УРАЛа глубиной иногда почти в метр, с правой колея от тяжёлой техники оставалась, всё это утопало в горнокаменной глине – тяжёлый грунт вперемешку с мелкими и не очень камнями.
Дидж не делая паузы и не думая сразу резко ринулся в подъём этот, когда самое правильное было пойти на разведку вперёд. Но когда мы что-то делаем правильно..
Стерх шёл ооочень туго, из последних сил меся это адское *овнище... И вот две трети подъёма остались за задним бамперов, почти уже долезли, ну, ну, ну. но на пути в самой середине возник огромный белый булыжник, который объехать было невозможно, и я заорала СТОП в тот момент, когда Дидж замесил/пропустил его под машину. Стерх на него сел, а Дидж продолжил жать на газ и почти сразу мы услышали до боли знакомый звук....
Не желая верить, что произошло то, что произошло, отчаянно цепляясь за какие-то клочья каких-то надежд, выходим, стараясь не погрязнуть в дороге и видим, что Стерх плотно сидит на булыжнике, а на заднем бампере уютно устроился тот самый жирненький белый полярный пушной зверёк, хитро подмигивает нам, вальяжно покачивая хвостом...
Цепляем лебёдку. Я выхожу снимать. И становится ясно, что отныне мы переднеприводные
это был конец...
Во всяком случаем, мы тогда думали, что именно это конец. Последующие события заставляют думать, что мы участвовали в передаче "Могло быть ещё хуже", не подозревая того
Но это будет потом. Сейчас нам надо было снять Стерха с камня и каким-то образом спустить его вниз для более точной диагностики поломки. Дидж на тот момент почему-то думал, что это полуось порвало, хотя характерный звук в момент, когда он буксанул последний раз особо сильно, сидя на камне, мы слышали отчётливо. В любом случае, действия сейчас были однозначны, чтобы не остаться куковать ночь в столь незавидном положении, где даже собаку на "
погулять" достать невозможно.
В ход пошло всё. Лопата, хайджек, чья-то мать, словарный запас и лебёдка.
С камня удалось соскочить вперёд
Осмотр камня показал, что удара нами ему хватило, чтоб расколоться
Но нам надо было как-то этот камень убрать с "дороги", т.к. монопривоный Стерх не мог переехать его в обратном направлении, хоть и с помощью силы Земного Притяжения, то бишь вниз.
Камень надо было выкопать и как-то убрать.
Я не знаю, откуда в Дидже, в этом тщедушном 57-ми килограммовом тельце без какой-либо мышечной массы в принципе просыпается в такие минуты Алёша Попович, но после получасового ряда джиперских упражнений камень был побеждён.
Стерху удалось съехать вниз по склону метров 20. Причём делать это приходилось с подстраховкой на лебёдке, иначе морда в некоторых моментах норовила опередить корму.
Но через 20 метров был незначительный перегибчик дороги и "
левая" левая колея уходила не в ту сторону. Моноприводному Стерху не удавалось войти в неё ровно. Тем более, на таких колёсах
Приходилось подтягиваться на издающей подозрительно страшные звуки лебёдке, потом хайджеком поднимать, переставлять и пытаться вновь.
Хочу акцентировать внимание уважаемых читателей и сочувствующих, что всё это время приходилось ещё как-то вокруг машины передвигаться. То, что мы видим на колёсах Стерха выше, было и у нас на тапках. Пару раз мы погружались в колеи на полметра и не могли вытащить ноги оттуда без помощи друг друга. Иногда там оставались и наши кроксы, которые Гора упорно не хотела отдавать, но босиком там ходить тоже было невозможно, т.к. острые мелкие камни в кровь резали ноги. Я представляю, какое мы собой зрелище являли, если б кто-то увидел в тот момент... Грязные по уши люди бегают вокруг усратой застрявшей машины по горному склону с уклоном от 20 до 30 градусов, по ногам струится кровища и наблюдает за этим всем с каждой минутой растущий ослепительно белый, чистый и сильно пушистый ПЕСЕЦ =)) Голливуд по-русски, чо!
Через три часа, когда перспектива ночлега в этом
замаячила не на шутку, мы услышали сверху звук мотора!
Нет тех слов, чтобы описать те эмоции, что мы испытали в тот момент!
Как там в песне
"И вдруг я услышал какой-то звук... ..из тумана он нарастал и всё больше прояснялся. Я понял - это автомобиль. Возможно, ГАЗ или иномарка"
Да! это был автомобиль! не ГАЗ и не иномарка! Это была НИВА, стоковая белая нива на местных номерах, и она спускалась сверху, куда ехали мы!!!
В ниве было три добрых молодца, и двое постоянно выходили на улицу, один бежал вперед, разматывая лебёдку, а второй впадал в ступор и взирал глазам по семь копеек на происходящее. Потом выяснилось, что это был "друг из Москвы, в гости на праздники приехал" =)))
Да, да, стоковая белая тонированная нива спускалась вниз (!!) с горы на лебёдке! Без лебёдки нива не спускалась в принципе.
Они увидели нас и пришли узнавать, что да как. Поговорили, обсудили. Они рассказали, что едут с Отдалённого, заезжали как раз по грейдеру. У них традиционный ежегодный патриотический автопробег на День Победы, за ними ещё восемь квадриков едут. И что выше дорога полный адЪ, и что там какая-то вахтовка утоплена и прочие ужасы.
Дальше я убираю фот сажусь за руль и с так вовремя подоспевшей подмогой в четыре пары рук с применением раскачиваний и прочих толканий ещё через полчаса последние 70 метров дороги были пройдены! На переднем приводе я уже без труда по ровному загоняю Стерха в ручей, отмывать. Нива спускается вслед. И Арам /хозяин нивы/ говорит, что они намерены тащить нас в Черниговскую на тросе, что бросать они нас здесь ни по каким соусом не собираются. Мы не сильно верим во всю эту затею, учитывая недоприводность Стерха и то, что он потяжелее их нивы будет. Но Арам не принимает наших возражений.
В наступающих сумерках отмываем, что можем, чтоб от колёс хоть по 10 кг сбросить =)
А дальше начинается. Я за руль Диджа больше не пускаю
, теперь вообще максимальная осторожность и ювелирность нужна, ибо на одном переднем приводе по горам Стерху переть только до серьёзной пробуксовки, после которой он недвижимостью станет. Вперёд едет белая нива. За ней мы. Одну засаду на ровной поверхности переехали,
и нас перетянули
вторую белая нива не прошла, застряла. Расцепляемся. Мы остаёмся на небольшой площадке из плит, которую газовщики там сделали.
Белая пробует, пробует, пробует, но не может. Даже на своей лебёдке. Тогда разматываем нашу и вытягиваем его взад. Арам пробует ещё раз, ходиком. Получается, хоть и с трудом
Далее белая нива начинает упрямо тягать нас. Я могу газиком помогать лишь минимально, боясь порвать передок. Через какое-то время нам удаётся манёвр. Дальше в гору по более менее сухой и ровной дороге, но скоро резкий поворот направо с грязькой и снова подъём.
Пока мы исполняли предыдущий пункт эвакуации, сгустились сумерки практически в ночь. Я говорю Андрюхе, что ничего не вижу (зрение же пока ещё не восстановилось до конца) и прошу его сесть за руль, но только осторожно, не буксовать. Рядом бегает и штурман белой нивы, крича во весь голос о том же =))
Ну, поменялись, и случилась забавная ситуация. белая нива поехала, переехала грязь, повернула и полезла в подъём, Стерх попал в *овнище, застрял, Дидж нажал газ и...
- тудудум - молвил ПЕСЕЦ человечьим голосом и свалил в тёмный лес, подленько хихикая =)))
КАК ругался шурман белой нивы, какую качественную икру он метал в Диджа, я такое даже в мыслях повторить не могу, культур мультур не позволяет =)))
Да, да, Дидж сделал это!
затянул нас в Приключение по самые... вам по пояс будет =)))
Стерх сталь ноль-приводным, 4 на 0, мужики матерятся, я смотрю в тёмный лес, куда скрылся писец - кого ещё он нам приведёт?
Арам смог вытянуть нас на конец подъёма. Там относительно ровная площадка и даже полянка. Правда, вся лесовозами расколбашеная )) Палатку не поставишь.
Арам сказал, что утром в цивилизации найдёт нам какой-нибудь эвакуатор, кто нас отсюда вытащить может (а то мы уже прикидывали, сколько ДаркЭльф будет ехать из Москвы за нами
)))
Мужики уехали, потом приехали квадрики, спросили, могут ли чем помочь, может, нам еды-воды надо, уехали, а мы остались... Одни... Дикие горы, тёмный лес и где-то рядом точно кто-то ходит, кто-то невидимый и непонятный.
Поставив под все колёса горные тормоза, разожгли костёр, поели и стали кумекать
Дидж в плане Стерха и ремонта - золотые руки. Без преувеличения.
Дидж - настоящий ниво
чинвод, а в прошлом болевший хроническим заболеванием "тазоводство головного мозга". У Диджа во внутренний спецпорт загружено полностью всё, что написали людишки по ВАЗ 2121 и следующим модификациям всего, что "из НИВЫ сделано", его настольная книга - руководство по эксплуатации и ремонту.
Если Дидж не чинит свою ниву, ему надо предоставить для починки чужую, иначе он начинает хиреть и становится грустным.
Дидж знает предназначение каждой гайки. Дидж может поставить на самостоятельный ход любой автомобиль в полях с помощью проволоки /
иногда предварительно обеспечив в этом надобность на ровном месте / Мечта Диджа, по секрету мне рассказанная - забуриться в дикие дебри, там сломаться и неделю ковырять свой таз.
О’кей. Вы хотели пати - нате.
Машина сломалась до такой степени, что её надо было чинить (с)
Только вот... магазина запчастей на дикие склоны гор Кавказа не завезли ещё.
Поэтому мы забились в Стерха, замотались спальниками и забылись чутким сном в положении сидя, ожидая утра, которое мудренее вечера.
О, утро выдалось, что надо! Отличная погодка, ясное небо и далёкие верхушки желанных гор...
Пока мы ждали помощь, успели даже тосты пожарить
...а потом мы услышали тяжёлый дизель, и через какое-то время прибыл наш спасатель, трёхостный КАМАЗик. Арам тоже приехал
Зацепили нашей динамичкой, в два раза сложенной. Сказали ему, что у нас тормоза никакие, там грязь сплошняком, водитель КАМАЗа ответил, что ему-то чего, это нам бояться надо)) и потянул нас в цивилизацию
Две засады впереди, пройденные нами накануне, заставили поволноваться. Ибо там стал наш КАМАЗ буксовать и даже немного назад скатываться =))
Около таблички "проезд проход запрещён" стоял новенький УРАЛьчик газовщиков, которые провожали нас сочувственными взглядами, жуя шашлычок
КАМАЗ дотащил на до Черниговской, там у них какая-то стрёмного вида база.
На базе Арам пересел в белую ниву и перепривязал нас к себе.
- до Апшеронска на мне поедете
В Апшеронске он нас на мойку завёз и поехал договариваться с тем сервисом, кто нас в выходной день (10 мая) чинить возьмётся. На мойке вышло забавно. В соседнем боксе мыли зелёную тонированную ниву. Мыли, пылесосили и чуть ли не напудривали. Два часа. ... ... ...
Сначала мы ждали, когда мойщик закончит, потом поняли, что процесс напидоривания здесь серьёзен, сложен и всенеприменен, попросили керхер, самим помыть
И закатили потом в автосервис. Где, наконец, подтвердилось, что не полуось мы порвали (хотя она тоже доходит).
А дифференциал. Задний, если кто не понял.
Да да. Как обычно.
И не только.
И начался очередной заход на дискотеку, где аккомпанирует песец с бубном.
Выходной, никто работать не хочет, в т. ч. магазины запчастей, а нам надо. Работал один. Вряд ли там внезапно оказались бы двушечные пары)))
Товарищи из сервиса обзвонили своих знакомых и нашли где-то на апшеронской окраине кого-то, кто продавал редуктор в сборе, двушечный (!), который нам и был нужен.
Мы поехали за ним с одним из сервисмэнов на его шайтан-шестёрке. Я даже не знаю, где кирпичей больше оставили - на Баранахе или у него в арбе...
На месте Дидж начал считать "зубы", и что-то заподозрил, но всё равно его купил. Когда вернулись в сервис, оказалось, что это копеечный, и нам не подходит.
В итоге из двух, новокупленного и нашего, собрали один.
С приводом проблем поиска не возникло.
Решили до кучи поменять полуось на новую, чтоб в Алтубинале не встрять.
В магазине купили новую. Оказалась не айс. Вернули в магазин, поменяв на АКБ.
Полуось нам продали наши сервисмены какую-то б/у, которая была у них. И поставили. Как же хорошо, что старую нашу выкидывать не стали! Почему - в следующей серии. Но если б не это, остались бы мы в горах Кавказа на очередном этапе куковать надолго.. Но обо всём по порядку.
Скажу лишь ещё, что насколько классным оказалось знакомство с Арамом, какие впечатления и т.п.. настолько потом мы плевались в сторону этого автосервиса, которые нас безбожно расчехлили на такие деньги за свой ремонт, которые Мастер-нива в Москве брать постеснялась бы, а в итоге всё, что они нам сделали, оказалось полным ...
/
белый пушистый зверёк всё знал и в этот момент моего повествования по клавишам взглянул из-за монитора, улыбнулся в усы и хитро подмигнул/
* * *Ночевали мы в том же мотеле. Замкнули круг)
После диких грязных приключений спать на ровной кровати и чистой простыне, в тепле и горизонтально... в общем, это особенно приятно
И не было бы так приятно без всего, что случилось до этого
Утром, быстро собравшись, мы немного прокатились по Апшеронску и окрестностям. Надо было посмотреть, как прошёл ремонт и не отваливается ли что ещё
Посмотрели
немецкое военное кладбищеСходили на источник рядом
Понаблюдали за Весной в микро-мире
Заехали в монастырь с прогулкой по территории
Посетили опустевшую площадь перед Вечным Огнём
И вот нам пора выдвигаться в сторону нашей следующей Цели. На этот раз, Самой Главной.
Апшеронск остался позади, асфальтовый серпантин казался нереальным и смахивал на GTA, Стерх весело отматывал километр за километром, а где-то по кустам бежал следом за нами наш пушистый знакомец...
___________________________________________________
П.с.Сейчас увидела свеженькие ролики, как раз про тамошние дороги в этом мае, до которых мы совсем немного не доехали